Степные напевы

Забайкальский край

Агинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Челутайская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                               Степные напевы

( КОНСКИЕ ВОЛОСЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ)

 

 

 

Исполнитель: Жаргаланова Бэлигма Жаргалановна

ученица 11 класса МОУ «Челутайская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель: Болотова Валентина Николаевна

учитель технологии,

категория высшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

 

Содержание

  1. Обоснование проекта

1.1 Модель проектной деятельности

1.2 Планирование исследований и представление их результатов

1.3 Исследование особенностей женской фигуры

1.4 Исследование рынка

1.5 Выбор материалов, инструментов

1.6 Характерные особенности женской моды

1.7 История бурятской одежды

1.8 Исследование особенностей изготовления стилизованных одежд

 

  1. Выбор окончательных вариантов моделей

2.1 Схема выбора окончательных вариантов моделей

2.2  Рассмотрение аналогов

2.3 Выбор модели стилизованных одежд

2.4 Эскизы окончательных вариантов моделей

2.5 Описание окончательных вариантов моделей

2.6 Рисунок окончательных вариантов моделей

 

  1. Окончательный выбор конструкции

3.1 Разработка конструкторско-технологической документации

3.2. Технологическая последовательность изготовления стилизованных одежд трансформеров с применением конского волоса.

3.2.1 Технологическая последовательность изготовления модели №1

3.2.2 Технологическая последовательность изготовления модели №2

3.2.3 Технологическая последовательность изготовления модели №3

3.2.4 Технологическая последовательность изготовления модели №4

 

  1. Экономическое обоснование

4.1 Расчёт стоимости материалов

 

  1. Экологическое обоснование

 

  1. Контроль и испытание

 

  1. Самооценка

 

  1. Библиография

 

 

Актуальность:  В настоящее время применение конских волос становится одним из ярких свидетельств возрождения самобытных художественных традиций народа. И нам хотелось бы привить что-то новое в технологии применения конских волос в национальную одежду.

Сохраняя и распространяя в обычной жизни материальную культуру наших предков, современные мастера в этой узкой функциональной сфере вносят свои фантазийные стилистические новшества, тем самым применение конских волос приобретает широкое применение в повседневной жизни.

Данный  проект будет развивать интерес к народному искусству, сохранять традиции и уникальность применения конских волос в украшении национальной одежды.

  1. Обоснование проекта

Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. В наше время происходит утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом, и его применение. Общение с произведениями народного искусства, участие в процессе изготовления красивых вещей очень важно для возрождения сохранения и развития национальных традиции и ремесел. Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам.

Сегодняшний интерес к применению конского волоса связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. Наряду с этим декоративная деятельность дает широкие возможности для раскрытия индивидуальности. Основанная на многовековом народном опыте, она развивает творческие способности, духовно обогащает личность, несет в себе знания и умения многих поколений.

Таким образом, возникла идея для творческого проекта: создать стилизованные модные платья, с использованием конских волос, учитывающее стиль национального костюма с легким вечерним  платьем.

Целью работы над проектом стало изготовление национальных платьев с применением конского волоса.

Своеобразное использование конских волос, которое наши предки использовали в своей национальной одежде, составляющие которого будут трансформироваться в различные виды платья  и свободно комплектоваться между собой, каждый раз создавая новый комплект, отвечающий самым модным направлениям в национальной моде.

Задачей проекта:

  1. Изучение литературы по данной теме
  2. Создание стилизованных эскизов одежды с национальными элементами и с применением конского волоса.
  3. Пошив и презентация модели.

1.1 Модель проектной деятельности

Представленная модель проектной деятельности включает в себя задачи и учитывает все нюансы работы над проектом.

Модель проектной деятельности

 

Определение актуальности , обоснование идеи, потребности, постановка целей и задач
Анализ прототипов выбор оптимальной идеи
Выбор технологий изготовления, ее моделирование
Представление результатов исследования
Исследования потребностей, аналогов, материалов, методов

 

Промежуточный показ модели и ее экспертиза
 

Показ моделей

 

Оценка результата, экономическая и экологическая оценка проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.2 Планирование исследований

таблица 1

Необходимая информация Средства и место

получения информации

Форма представления
Изучение особенностей женской фигуры

 

 

Справочники, антропометрические таблицы, специальная литература, собственные исследования, консультации специалистов В виде рисунков, сопровождающихся краткими комментариями и выводами, в виде таблицы
Изучение современной женской моды

 

Цвет      стиль    взаимо-влияние

Журналы мод, телепередачи, СМИ, Интернет Рисунки модных элементов одежды, вырезки из журналов,  комментарии к ним. Произвольная форма
Исследование рынка

 

Магазины города, ателье, салоны – магазины. Фотографии или рисунки аналогов. Сведения о материалах, качестве изделий, направлений моды, спросе. Оформить в таблицу.
Исследование материалов

 

Справочники и учебники по материаловедению, уроки родного языка и литературы,  биологии, технологии. Таблица образцов исследуемых материалов с комментариями об их свойствах, сведения о том, где их можно купить и по какой цене, где можно достать конские волосы (гривы и хвосты)
Исследование особенностей

изготовления стилизованных одежд

1.    Вечерние           2.Нарядные                   трансформеры

Справочники, энциклопедии, Интернет. Определить этапы развития и выбрать наиболее интересные факты. Произвольная форма

 

 

 

 

Использование компьютерных программ и применение уже изученных

 

компьютерный каталог моделей,  Microsoft Office Power Point+ Использование возможностей цифрового фотоаппарата, пакет конструкторско-технологической документации, защита проекта с использованием компьютерной презентации

 

  • Исследование особенностей женской фигуры

Пропорциональную схему женской и мужской фигур намечают одинаково, а затем на нее наносят контуры конкретной мужской или женской фигуры с учетом ее анатомического различия и особенностей телосложения. Удобнее на таких рисунках изображать не всю

 

схему фигуры, а только до линии бедер (торс-манекен, т. е. туловище с верхними конечностями). Торс-манекен является как бы пропорциональной канвой, на которую наносят рисунки торсов-манекенов разных фигур (стройных, полных).

 

В стандартной женской фигуре талия тонкая, ширина груди и ширина бедер одинаковые.

Моя фигура  немного отличается от стандартной, поэтому необходимо исследовать особенности своей фигуры и выявить расхождения с типовой.

 

Различные виды

телосложения

а) сутулая

б) нормальная

в) перегибистая

 

 

 

 

Положение линии плеч: а) высокое;

б) нормальное; в) покатое.

 

 

 

 

 

 

Сравнив свою фигуру и фигуры своих подруг  с типовой,  я выяснила, что имеются незначительные расхождения, поэтому можно не ограничиваться  в выборе модели.

 

 

 

 

1.4 Исследование рынка

 

Поиск стилизованного платья  для  торжественных мероприятий в магазинах города результата не дал. Продавцы советовали заказать платье у известных модельеров. В одном ателье «Дали» был исследован предлагаемый ассортимент стилизованных платьев и дэгэлов.

 

 

Таблица 2

Фотографии изделий, предлагаемых торговлей Материалы Цена Комментарии
Дэгэл -изготовленный из материала – шелк 15000 -20000

Руб

Дэгэлы  носят только на улице, если их одевать в здании – жарко, тяжелая
Платье «Шухэр»   Изготовлен в единичном экземпляре, демонтируется только на подиумах.
Вечернее  платье в европейском стиле. 8000руб Не соответствует национальным стилизованным платьям и моим потребностям.
  • Выбор материалов и инструментов

 

Было принято решение о том, что платья  будут изготовлены из креп сатина  и монгольского шелка. Так как она соответствует моим требованиям и имеет массу достоинств к  предъявляемым тканям для такого рода изделий.

Таблица 3

Наименование Свойства Комментарии
Плюсы Минусы
1. Креп сатин  синего,

желтого, цвета

Высокая прочность, малая сминаемость и осыпаемость нитей, хорошие гигиенические свойства Небольшая электрозуемость Ткань вполне подходит, на ощупь мягкая, нежная.  Имеет сертификат качества.
2.  Бархат синего цвета.   Имеет  сертификата качества.

Хорошие гигиенические и технологические свойства.

Средняя сминаемость,  низкая осыпаемость нитей. При долгой носке ткань стирается в местах перетирания.
3. Монгольская ткань «простая» Хорошие физико-механические, гигиенические и технологические свойства. Большая осыпаемость нитей. Большая сминаемость. Высокое изменение цвета при воздействии солнечных лучей и синтетических средств. Ткань не  подходит. При долгой носке теряет цвет (линяет)
4 Монгольский шелк «шэршуу» Высокая прочность,  хорошие физико-механические, гигиенические и технологические свойства. Ткань средней толщины Небольшая сминаемость Ткань имеет среднюю толщину.  Она практически не имеет недостатков.

Таблица 4

Образец №1 Образец №2 Образец №3 Образец №4
       

В качестве отделки стилизованных  платьев для торжественных случаев, выбраны: фурнитура (молния, пуговицы-«сомпи»), отделочный кант, лента, конские волосы и также клей «Момент».

Для изготовления стилизованных платьев для торжественных случаев было использовано оборудование швейной мастерской:

Швейная машина

Краеобметочная машина

Утюг с пароувлажнителем

Утюжильная доска

Ножницы

Иглы

Булавки

Распарыватель

Лапка для втачивания молнии

1.6 Характерные особенности женской моды

 

Одни говорят: «Мода – это пустая прихоть, увлечение бездельников».  Для  других мода  — профессия, ежедневная творческая работа. Третьи скажут: что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь.

Мода-слово латинского происхождения («modus» — мера, способ, образ действия),  означающее временное преобладание тех или иных вкусов.  Есть люди, которые заявляют, что не признают никакой моды. Однако, как и все, они во что то одеты, а это что то принадлежит той или иной моде. Следовательно, можно «признавать» или «не признавать» моду, «восторгаться » или «возмущаться» ею.  Можно быть  ее творцом или рабом, но невозможно быть вне моды.  Мода есть явление социальное, часть общественной жизни. Мода – это прекрасное искусство и вдохновенное творчество. Это одно из отражений экономического и одновременно социального изменений в государстве, это своеобразное зеркало культуры народа,  в том число нашего бурятского.

Наш край богат талантливыми людьми, и наше поколение имеет возможность разработать и сохранить образцы народного костюма, учиться у них, продолжать традиции по шитью одежды с национальным колоритом.

Обычно из многочисленных предложенных вариантов, мы выбираем то, что ближе нашей натуре, темпераменту, типу лица и фигуре, собственному пониманию своего «Я». Так будем свободны в мыслях – свободны в одежде.

Современные модельеры, художники – создатели гражданских и сценических костюмов  — исходят от их образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было, когда то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый декоративность. В развитии современного бурятского костюма мы видим извечную борьбу двух тенденций; с одной стороны – желание сохранить традиции глубокой древности, а с другой —  стремление к новизне, ломающей традиционные формы. Из этой борьбы вырастает третья тенденция: хотя бы формально освещать традицией вновь рождающиеся формы.

Каждый человек воспринимает моду по своему; это зависит от его возраста, воспитания, убеждений, культуры, характера, одним словом – от личности.  Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира,  явление психологическое, а отношение к ней — выбор-явление нравственное.

 

Романтический стиль.

Романтический стиль — это область «фантазий», «воспоминаний», «поисков». Здесь используются элементы исторического, национального (фольклорного) костюма.

Все  стили (классический, спортивный, романтический) могут в разумной мере сочетаться в одежде одного человека и даже в  одном ансамбле.  В связи с этим возник термин «диффузный», то есть взаимопроникновение, взаимовлияние стилей. Определить меру взаимопроникновения поможет свой собственный стиль — правильная оценка с учетом всего сказанного о композиции костюма и личного вкуса. Через нашу одежду и поведение проявляются черты личности – образ мыслей, уровень культуры, отношение к труду и многое другое.

Традиционный народный костюм разных стран мира является сейчас основным источником творческих идей для модельеров, успешно завоевывает все новые позиции в одежде для всех случаев жизни.

Возможность одеться модно, сообразно своему вкусу потребностям сегодня есть у каждого. Заметим, что для этого не обязательно «приобретать» и «доставать» что угодно. Слово  возможность в данном случае означает не «иметь »,  а «уметь». Уметь шить. Человек, умеющий шить, полюбивший это занятие, всегда сможет сделать себе удобную модную вещь. Не только создание новых моделей, но и подбор своей повседневной одежды есть процесс творческий – значит, каждый может быть художником, творить свой собственный неповторимый образ.

Многие девочки  увлекаются игрой в «переодевание кукол», рисуют для них платья, приносят свои картинки в художественные учебные заведения и с огорчением выслушивают, что это несерьезное занятие . И в самом деле, мало пользы от бессмысленного срисовывания нарядов.  Зато можно попробовать, например, для начала поискать свой стиль: нарисовать или вырезать фигурку, в которой было бы сходство с собой, и подобрать ей гардероб на все случаи жизни.

Конечно, можно делать и копии, и зарисовки костюмов любых эпох и народов (и даже «примерять» их к себе). Но  при этом надо стремиться увидеть  и передать как можно точнее все их особенности: силуэт, пропорции, соотношение отдельных частей по объему, линии кроя (если они видны), деталей отделки. Обувь, прическа, головные уборы,  дополнения (сумки, перчатки, зонтики и прочее) тоже важны; убранство комнат, мебель, архитектура зданий,  вместе с одеждой составляют материальную культуру эпохи и  народа, определяют стиль.

  • История бурятской одежды

Традиционная одежда бурят максимально приспособлена к особенностям ведения хозяйства в условиях резко континентального климата Сибири. Верхняя зимняя одежда бурят называется «Дэгэл», а летняя – «Тэрлиг».  И зимняя, и летняя одежда бурят по покрою была одинакова. Женский дэгэл – это опрятная по талии одежда, состоящая из лифа – «Сээжэ», длинного и широкого подола – «Хормой». Рукава заканчиваются обшлагами – «Туруун». Поверх и праздничной, и обычной верхней одежды замужние женщины надевали длинные и короткие безрукавки – «Уужа».

Безрукавка выполняла не только утилитарную и декоративную функции, но прежде всего, ритуальную и социальную.  Короткая безрукавка называлась «Эсэгын уужа», так как невестке запрещалось показывать свекру и другим старшим родственникам мужа не прикрытую безрукавкой спину. Праздничная распашная безрукавка – «Морин уужа» была длиннополой, с разрезом до талии сзади. «Уужа» обычно шили из шелка и парчи.

Одежда незамужних девушек назвалась «Басаган дэгэл», «hомон дэгэл», с декоративным выступом борта «Энгэр». Выходя замуж, девушка переодевалась в женский наряд – «hамган дэгэл» и поверх надевалась безрукавка.

Женский костюм сохранил свой этнический региональный колорит, хотя отличался некоторыми элементами отделки и украшений. Женский костюм больше, чем мужской,  сохранил родоплеменные и традиционные особенности, что повлияло на выделение двух территориальных комплексов: Забайкалья и Прибайкалья и их вариантов. В отличие от одежды забайкальских бурят, основным элементом декора  и украшений бурят Иркутской области являлись круглые бляхи и монеты царского или советского времени разного достоинства. Или, например, в Аларском районе Иркутской области женские халаты шились из узорчато – переливчатого шелка светло – сиреневой расцветки, по низу подола пришивали широкую полосу из меха выдры, вырез на груди отделывался черным плисом или бархатом, иногда собольей шкурой. Отделка халата – четырехугольная, закрывающая почти всю грудь меховая нашивка, разделенная неширокими полосами  бархата. Одежда селенгинских бурят в целом отличалась от одежды хоринских бурят. Но и среди селенгинцев наблюдались местные особенности: в форме рукава, манжета, шапки, обуви.  Энгэр селенгинского дэгэла закругляется у ворота.

Региональные особенности отчетливо проявляются  при крое  и декоре рукавов. Рукава женского халата – составные, то есть состоящие из двух  или трех частей. Основание рукава или верхняя часть – «узуур тохой» (начало), декор выше запястья до локтя – «нарин тохой» (узкий) и нижняя часть обшлага – «нюдарга» (кулак).

Безрукавка («уужа») была обязательным дополнением к костюму замужней женщины всех регионов, где проживают бурятские роды и племена. Безрукавки надевались поверх платьев. Говоря о безрукавке, нужно отметить, что эта деталь костюма характерна не только для бурят, она присутствует  у многих народов. Древнейшая магическая функция безрукавки – это охранная функция: оберег молочных желез и позвоночника – столпа, на которой строится каркас тела. Такую же функцию выполняла женщина в семье, как хранительница очага, продолжательница рода.  Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется  тем, что пока девушка в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят ее в другую категорию – хозяйки дома, матери.

       

 

1.8 Исследование особенностей изготовления и эксплуатации

 

 стилизованных одежд

Вечерняя

одежда

Одежда для показа мод
Сценическая одежда
Одежда для торжественных случаев
Одежда-трансформер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устойчивой тенденцией моды сегодня является принцип создания ансамблевой одежды – многопредметной, многослойной. И эту одежду носят неотделимо друг от друга. Стилизованную одежду сейчас шьют как для торжественных случаев, так и для сценических показов. Повседневную стилизованную одежду носят немногие, и мы пытаемся, чтобы национальную одежду носили как для торжественных случаев, так и повседневно.

Наиболее престижными и красивыми считаются ткани, затканные золотом или серебром – китайский шелк «азаа магнал». Так как такие ткани стоят очень дорого, не все имеют возможность сшить себе одежду целиком из шелка « магнал». Тогда используют дорогие ткани для аппликации, отделки лифа, рукавов, безрукавок.

На вороте пришиваются от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. В настоящее время используются пуговицы «сомпи», сделанные из золотистых, серебряных шнурков.

«Туруун» обшлага они могут быть съемными или скроенными как продолжение рукава. В холодное время их можно спускать, заменяя рукавицы. В теплое время они подняты и служат украшением. Лицевая часть обшлага называется «нюдарга» — шьется из бархата, меха, парчи, тыльная часть – туруун. Символика обшлага – туруун: буряты разводили пять видов скота, скот основное богатство, как в физическом, так и в духовном плане. Поэтому оформление обшлага в виде копыт означало «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне».

Пояс, который носится поверх одежды, особенно у детей и женщин, когда-то также был связан с древним обычаям и должен был, по представлениям бурят, охранять от злых духов.

Обязательным дополнением к костюму является головные уборы, в котором четко проявляются региональные различия. На головном уборе агинских бурят строчек 8 – по числу 8 агинских родов. Конусообразная форма напоминает   контуры гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка на верху завершается «сомпи» — золотистым навершием сферической формы, символизирующей солнце .

Верхняя одежда  отрезная по линии талии, отделанная  декоративной тесьмой, закрывающая линию шва вокруг талии.  При общей основе конструкции халата наблюдается некоторые региональные различия. Линию шва закрывают декоративной тесьмой. Ширина тесьмы может быть как узкой (в один палей), так и широкой до десяти сантиметров для отделки можно применять  блестящие плотные ткани – шелк, парчу, бархат. Поверх швов нашивают узорчатую тесьму, которая дополняет цветовую гамму, конструктивно подчеркивающую или выделяющую основные детали, элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Выбор окончательного варианта модели

2.1 Схема выбора окончательного варианта модели

 

 

Виды одежды
Юбка, баска, костюм
Жилет (уужа)
Платье
Фурнитуры и отделка
Конские волосы
Тесьма
Платяной
Синий, желтый
 

Для дэгэлов

 

Синий бархат,

монгольский шелк

Молния
Кант
Аксессуары

 

Приспособления

С

П

О

С

О

Б

Л

Е

Н

И

Я

Шапка
Обшлага

(Туруун)

Пояс

 

Стиль
Романтический
Выбор окончательного

варианта модели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Рассмотрение аналогов

Мною было рассмотрено и выбрано из компьютерного каталога моделей наиболее интересные  модели с  деталями, которые отвечают моим требованиям  (модели представлены ниже на эскизах). После рассмотрения  было решено разработать  варианты трансформерных одежд. За основу была взята модели европейского платья.  И, конечно, мои авторские находки: при разработке окончательных вариантов моделей учла все нюансы для национального костюма  и добавила дополнительные детали: баску от уужа и верха – безрукавки отдельно. Баску и безрукавку можно одевать и носить отдельно;  При снятии баски и безрукавки останется лишь европейское вечернее платье. Также придумала съемный рукав. А в одной модели учла все детали национальной одежды в одном платье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Выбор моделей стилизованной одежды

 

 

            

 

 

 

2.4 Окончательные выборы стилизованных моделей с применением конских волос

  

 

 

 

Эскизы окончательного варианта были зарисованы карандашом и покрашены гуашью.

2.5 Описание окончательного варианта модели

 

Стилизованные, современные  платья – трансформеры с применением конского волоса  праздничные  и нарядные. Их можно одевать для красоты и оригинальности. Для платьев использованы креп сатин синего, кремового, цвета, синий бархат и монгольский шелк. К синему бархату для костюма использован  белый материал парча джакард.  Для жилета и баски использованы монгольский шелк.

При моделировании платья (модель №1) использовала монгольский шелк с серебристыми отделками. Она короткая, с длинными рукавами, она заканчивается не съемным обшлагом – туруун. Верхний лиф отделана  декоративной тесьмой, конструктивно подчеркивающая или выделяющая перед – энгэр. Ширина узорчатой тесьмы узкая (в один палец). Воротник, обшлага туруун обшиты тесьмой для придания контрастности и нарядности.   Также перед —  энгэр отделаны пуговицей «сомпи».

Головной убор оторочен белым искусственным мехом. На конусе головного убора 8 строчек  – по числу 8 агинских родов. Шапка на верху завершается кисточкой — залаа символизирующей лучи солнца.

На ногах предусмотрена съемные голенища сапог на молнии – ботфорты. Низ платья и верх съемного голенища украшены белым конским волосом. Также к этому платью предусмотрена украшения из лодыжек с применением конского волоса.

При моделировании  длинного вечернего платья (модель №2)  использовала креп сатин  и для баски и жилета монгольский шелк. Традиционный костюм  «уужа» разделила на две части: верхнюю часть переделала в жилет, а нижнюю в отдельную баску. Жилет с длинным рукавом, заканчивается не съемным обшлагом – туруун. При трансформации жилета и баски остается вечернее платье прямого силуэта без воротника и рукавов. Сзади платья разрез. По линии середины спины платья втачена потайная молния. Жилет  и баска отделаны  декоративной тесьмой. Поверх швов нашита широкая узорчатая тесьма, которая дополняет цветовую гамму, конструктивно подчеркивающую или выделяющую основные детали. Все края обшиты отделочным кантом и тесьмой для придания контрастности.    Также жилет и юбка отделаны пуговицей «сомпи». Низ жилета и пояс баски

оформлена конским  волосом белого цвета. Шапка сделана из металлического каркаса и обшита натуральным мехом. Шапка завершается зонтом из белых конских волос и навершием  в виде конца копья.

При моделировании и изготовлении платья (модель №3) использована  креп сатин  желтого цвета. Платье отрезное по линии талии. Подол платья полусолнце. Лиф платья моделирована в виде жилета с воротником стойка, верхний лиф переда открытый. Рукава длинные до колен, на уровне локтя предусмотрены отверстия для рук. Отдельно, поверх платья смоделирован воротник из национальных шапок замужних женщин.  Шапка вверху завершается «сомпи» золотистым навершием сферической формы символизирующей солнце.

Вечернее платье из синего бархата (модель №4) прямое, приталенное, сзади разрез, по линии середины спины платья втачена потайная молния. Платье без рукавов, верхний лиф платья открытый. Отдельно предусматривается воротник, с лифом соединяется косой бейкой. На рукаве нарукавники в виде рукавов с обшлагами. Все они съемные. На платье стилизованный национальный костюм из белого материала (парча джакард). По низу костюма нашиты конские волосы. Головной убор сделан из каркаса и оторочен натуральным мехом и завершается конскими волосами

Все стилизованные платья трансформируются в романтическом стиле.

 

 

 

 

 

2.6 Рисунки окончательных вариантов моделей

                            

                        

 

  1. Окончательный выбор конструкции

3.1 Разработка конструкторско-технологической документации

Один из важнейших этапов работы по изготовлению проектного изделия – это построение чертежа и изготовление выкройки. За основу были взяты выкройки из   журналов «Burda», при этом была возможность изменить выкройку с учетом особенностей модели и фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкройка платья (Модель №1)

 

 

рукава

 

 

ботфорды                           воротник — стойка

 

 

 

 

 

Конус шапки                              поля шляпы

 

Выкройка платья (Модель №2)

 

Подкройная обтачка горловины и проймы

 

 

 

 

Жилет, рукава, воротник, манжеты

 

 

 

 

 

 

Баска

 

 

 

Выкройка платья (Модель №3)

 

Выкройки платья, лифа, рукава

 

низ платья — полусолнце

 

 

 

 

 

 

 

Шапка: узкий и широкий конус, поля шапки, лента по контуре полей

 

 

 

Выкройка платья (Модель №)

Выкройки вечернего платья

выкройки жилета и рукава

3.2 Технологическая последовательность изготовления стилизованной одежды – трансформеров с использованием конских волос

Для всех моделей  были разработаны технологические цепочки, которые неукоснительно соблюдались при изготовлении изделий одежды-трансформеров с использованием конских волос.

3.2.1 Технологическая последовательность изготовления платья (модель №1)

  1. Подготовка и раскрой платья, воротника, рукавов;
  2. Подготовка деталей кроя к дальнейшей обработке;
  3. Подготовка платья к примерке;
  4. Проведение примерки, исправление дефектов;
  5. Стачать вытачки;
  6. Подготовка деталей кроя воротника к дальнейшей обработке;
  7. Приметать прокладку к изнаночной стороне нижнего воротника;
  8. Сложить две детали воротника лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, сколоть булавками, сметать швом 6 мм;
  9. Стачать детали швом 7 мм, сделать надсечки по отлету, срезать излишки ткани;
  10. Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить швы, выметать шов;
  11. Пристрочить кант;
  12. Удалить наметку, отутюжить со стороны нижнего воротника.
  13. Втачивание воротника к горловине;
  14. Стачать рукава;
  15. Втачивание рукавов;
  16. Стачать боковые стороны платья;
  17. Обметать срезы зигзагообразной строчкой;
  18. Обработать низ изделия швом вподгибку с открытым срезом;
  19. Окончательная отделка, ВТО изделия.

Технологическая последовательность изготовления шапки

  1. Выкроить из ткани детали шапки – конус и поля
  • Сложить лицевыми сторонами конус и прошить
  • Из черного бархата выкраиваем наружная часть поля, из синего монгольского шелка внутреннюю часть.
  • На поля пришиваем искусственный мех
  • Верхний край поля обшиваем косой бейкой.
  • Конус и поля соединяем.
  • На макушке пришиваем кисточку — залаа.

3.2.2 Технологическая последовательность изготовления платья, болеро, баски (модель №2)

  1. Подготовка и раскрой платья, болеро, баски;
  2. Подготовка деталей кроя к дальнейшей обработке;
  3. Подготовка платья к примерке;
  4. Проведение примерки, исправление дефектов;
  5. Стачать вытачки;
  6. Обработать пройму горловины и рукава подкройной обтачкой;

 Технологическая последовательность изготовления болеро

  1. Сложить детали болеро, спинку и полочку лицевыми сторонами внутрь, сколоть их булавками.
  2. Сметать детали по проймам.
  3. Подготовка болеро к примерке.
  4. Примерка, исправление дефектов, разметка месторасположения отделочных деталей .
  5. Обметать срезы зигзагообразной строчкой.
  6. Заутюжить швы.
  7. Прострочить по краю кант и тесьму.
  8. Окончательная ВТО.

 

 Технологическая последовательность изготовления баски

  1. Сложить лицевыми сторонами внутрь детали баски и сколоть их булавками.
  2. Сметать детали;
  3. Подготовка баску к примерке;
  4. Примерка, исправление дефектов, разметка месторасположения отделочных деталей.
  5. Стачать боковые стороны баски.
  6. Обметать срезы зигзагообразной строчкой.
  7. Обработать пояс по объему талии и отделать тесьмой и кантом.
  8. Притачать пояс к баске, обметать срезы.
  9. Наметить и пришить пуговицу.
  10. Обработать низ изделия швом вподгибку с открытым срезом.
  11. Окончательная отделка, ВТО изделия.

3.2.2.3 Технологическая последовательность изготовления шапки

  1. Изготовить из проволоки каркас
  2. Обшить её мехом
  3. Вверх шапки заканчивается конским волосом

3.2.3 Технологическая последовательность изготовления платья (модель №3)

  1. Подготовка и раскрой платья, воротника, рукавов;
  2. Подготовка деталей кроя к дальнейшей обработке;
  3. Подготовка платья к примерке;
  4. Проведение примерки, исправление дефектов;
  5. Стачать вытачки;
  6. Подготовка деталей кроя воротника к дальнейшей обработке;
  7. Приметать прокладку к изнаночной стороне нижнего воротника;
  8. Сложить две детали воротника лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, сколоть булавками, сметать швом 6 мм;
  9. Стачать детали швом 7 мм, сделать надсечки по отлету, срезать излишки ткани;
  10. Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить швы, выметать шов;
  11. Пристрочить кант;
  12. Удалить наметку, отутюжить со стороны нижнего воротника;
  13. Втачивание воротника к горловине;
  14. Обработать вырез на уровне локтя косой бейкой;
  15. Стачать рукава;
  16. Втачивание рукавов;
  17. Стачать боковые стороны платья;
  18. Обметать срезы зигзагообразной строчкой;
  19. Обработать низ изделия швом вподгибку с открытым срезом;
  20. Окончательная отделка, ВТО изделия.
  21. На платье изготовляем тонкий шнурочек пояс.

Технологическая последовательность изготовления шапки

  1. Выкроить из ткани детали шапки – конус и поля
  2. Из утеплительного материала кроим внутреннюю часть шапки.
  3. Сложить лицевыми сторонами конус и прошить
  4. Из черного бархата выкраиваем наружная часть поля, из желтого креп сатина внутреннюю часть.
  5. Черный бархат и креп сатин наклеиваем с обеих сторон на жесткий дублерин.
  6. Верхний край поля обшиваем косой бейкой.
  7. Большой и маленький конус соединяем.
  8. Нижний край шапки присбориваем  на нужный размер головы
  9. Конус и поля соединяем.
  • Вместо строчек конус шапки отделываем отделочной металлической тесьмой
  • На нижний конец шапки обшиваем в виде платочка лентой из креп сатина и её украшаем узорами и металлической тесьмой
  1. На макушке пришиваем сомпи.
  2. На височной части шапки прикрепляем бусы

Технологическая последовательность изготовления воротника (украшения)

  1. Изготовить каркас.
  2. Выкроить из сетки воротник.
  3. Обшить её косой золотистой бейкой с верхней стороны.
  4. Выкроить 5 штук украшении из желтого креп сатина и обшить её косой золотистой бейкой.
  5. На украшение пришить материал из черной парчи и обшить золотистой косой бейкой.
  6. Воротник (украшение) обшить золотистой косой бейкой с нижней стороны.
  7. На черный бархат пришить пуговицы.
  8. С наружной стороны пришить конские волосы
  9. На нижний конец воротника (украшения) пришиваем бусы в 4 ряда.

3.2.4 Технологическая последовательность изготовления платья (модель №4)

  1. Подготовка и раскрой платья, воротника, съемных рукавов;
  2. Подготовка деталей кроя к дальнейшей обработке;
  3. Подготовка платья к примерке;
  4. Проведение примерки, исправление дефектов;
  5. Стачать боковые стороны платья;
  6. Обметать срезы зигзагообразной строчкой;
  7. Обработать низ изделия швом вподгибку с открытым срезом;
  8. Окончательная отделка, ВТО изделия.

Технологическая последовательность изготовления воротника

  1. Подготовка деталей кроя воротника к дальнейшей обработке;
  2. Приметать прокладку к изнаночной стороне нижнего воротника;
  3. Сложить две детали воротника лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, сколоть булавками, сметать швом 6 мм;
  4. Стачать детали швом 7 мм, сделать надсечки по отлету, срезать излишки ткани;
  5. Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить швы, выметать шов;
  6. Пристрочить кант;
  7. Удалить наметку, отутюжить со стороны нижнего воротника;
  8. соединить воротник к платью тремя косыми бейками с переда.

Технологическая последовательность изготовления костюма

  1. Выкроить из ткани детали костюма – спинку, полочки
  2. Сложить лицевыми сторонами внутрь детали спинки и полочек, сколоть их булавками.
  3. Сметать детали по проймам.
  4. Подготовка костюма к примерке.
  5. Примерка, исправление дефектов,
  6. Стачать подкройные обтачки и подборт.
  7. Обметать срезы зигзагообразной строчкой.
  8. Заутюжить швы.

Технологическая последовательность изготовления рукава

. Выкроить из ткани  рукава

  1. Сложить лицевыми сторонами внутрь сколоть их булавками.
  2. Сметать рукава по проймам.
  3. Подготовка костюма к примерке.
  4. Примерка, исправление дефектов,
  5. Обметать срезы зигзагообразной строчкой.
  6. Заутюжить швы
  7. Окончательная ВТО.
  8. Экономическое обоснование

На самом деле, не так-то легко  найти платье, которое соответствует вкусам и желаниям модниц, которое можно одевать по торжественным случаям. Также немаловажную роль играет цена изделия. Ведь дорогие платья и костюмы не всем по карману. И поэтому всем им я бы посоветовала сшить платья самим. Платья и костюмы, смоделированные и сшитые самим, обойдутся намного дешевле. На мой взгляд, изделия, сшитые самим, поднимут вас на глазах общества, также вы будете чувствовать себя неповторимой, если еще будете потихоньку снимать трансформеры, ведь с каждым разом ваш гардероб за один вечер будет меняться несколько раз.

 4.1 Расчет стоимости материалов

Таблица 5

Наименование материала Цена за 1ед. материала Расход материала на 1ед. продукции Стоимость материала на 1ед.

продукции

Модель №1
Нитки 25 руб 4 шт 100 руб
Молнии 30 руб 1 шт 30 руб
Монгольский шелк 500 руб 4 м 2000 руб
Застежка «Сомпи» 50 руб 2 шт 100 руб
Тесьма 45 руб 5 м 225 руб
Молнии на ботфорды 70 руб 2 шт 140 руб
Итого 2495 руб
Модель №2
Креп сатин 250 руб 1.60 м 400 руб
Нитки 25 РУБ 4 шт 100 руб
Тесьма 65 руб 5 м 325 рб
Косая бейка 15 руб 10 м 150 рб
Молнии 30 руб 1 шт 30 рб
Застежка «Сомпи» 50 руб 3 шт 150 рб
Монгольский шелк 400 рб 3 м 1200 рб
Итого 2345 рб
Модель №3
Креп сатин 3 м 250 руб 750 рб
Нитки 30 руб 4 шт 120 рб
Косая бейка 15 руб 4 м 60 рб
Молнии 30 руб 1 шт 30 рб
Застежка «Сомпи» 50 руб 1 шт 50 рб
Тесьма металлическая 70 руб 1.20 84 рб
Узоры 85 руб 60 см 51 рб
Бусы 60 руб 8 шт 480 рб
Стеклянные отделочные пуговицы 30 руб 20 шт 600 рб
итого 2225 рб
Синий бархат 580 рб 2,5 м 1450 рб
Парча джакард 520 рб 1.5 м 780 рб
Нитки белые и синие 30 рб 6 шт 180 рб
Застежка «Сомпи» 50 руб 6 шт 300 рб
итого 2710 рб

Затраты на электроэнергию:

  1. время работы с утюгом 5 часов, мощность 1 кВт
  2. время работы на швейной машинке 45 ч, мощность 90 Вт.

Стоимость 1 кВт\ч=1,66  руб.

Итого: 1.66 * (5 ч * 1 кВт+45 ч * 0,9 кВт)= 81 руб.

Себестоимость комплекта с учетом затрат на электроэнергию будет равна для модели №1 —  2495 руб. + 81 руб. =  2576 руб.

Для модели №2    2345руб  +  81 руб  =  2426 руб

Для модели №3    2225 руб  +  81 руб  =  2306 руб

Для модели №4    2710 руб  +  81 руб  =  2791 руб

  1. Экологическое обоснование

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. На сегодняшний день охрана окружающей среды остается актуальной проблемой.

Все, что изготовил человек,  каким-либо образом влияет на окружающую среду. Необходимо выяснить, какое влияние оказывает данный проект, насколько он является экологически безопасным. Для этого нужно проанализировать все этапы его создания.

Во время работы был рассмотрен вопрос об экологическом ущербе. При изготовлении модели все выпады, образовавшиеся при раскрое  изделия, будут использованы для изготовления лоскутных подушек, игольниц, также для сидушек на стулья. Кроме того, были использованы нитки, которые были дома. Исходя из этого, проект можно считать практически безотходным.

Был рассмотрен вопрос о технике безопасности и создании комфортных условий для работы, отдыха, способствующих нормальному психологическому и физиологическому состоянию, а также предупреждающих недостаточное или рассеянное внимание, ослабление памяти и самоконтроля за своей деятельностью.

Костюм разрабатывала для себя, и для своих подруг, которые будем  одевать во время празднования Сагалгана. Платье предназначено для торжественных случаев, а, также  для участия в конкурсе «Дангина» — красавиц белого месяца. Качественно выполненная, удобная, стилизованная одежда – трансформер улучшит и поднимет настроение не только мое и моих подруг, но и зрителей, чему будет способствовать поднятие престижа национальных стилизованных одежд.

 

  1. Контроль и испытание

 

В процессе  изготовления проектной стилизованной одежды из монгольского шелка и сатина спандекса, учитывались их технологические особенности. Ткань была выбрана с учетом всех требований, предъявляемых к одежде. Полностью соответствуют гигиенические, физические, технологические, геометрические свойства монгольского шелка и сатина — спандекса. Сатин спандекс – волокна  мягкие, шелковистые, при его одевании телу очень комфортно.

Перед раскроем было проведено испытание ткани на усадку. Было выявлено, что ткань дает незначительную усадку, поэтому декатирование не проводилось. Монгольский шелк обладает достаточно хорошими технологическими свойствами, поэтому при раскрое не испытывала трудностей. Ткань практически не осыпается, не скользит при настиле, не смещается в процессе кроя.

При технологической обработке, акцент был сделан на прочность и функциональность шапки, при изготовлении конуса использовала тройное дублирование, т.к. они должны поддерживать форму. При изготовлении шапок моделей № 2 и 3 был изготовлен каркас из металлической проволоки, так как при закреплении конских волос дублированные конусы не выдерживают тяжесть конских волос.

 

  1. Самооценка проекта

Исследовав  в прошлые годы традиционное ручное ткачество бурят с украшениями из лодыжек и сшив национальное платье, я решила не останавливаться на достигнутом и  продолжить идею создания стилизованных платьев — трансформеров более углубленно, потому что именно данный вид одежды сейчас является самым востребованным.

Проект «Степные напевы» с применением конских волос — это мой третий масштабный проект, и работу над ним я начала с разработки модели проектной деятельности. Я изучила особенности женской фигуры, предпочтения стилей, особенности цветовых гамм, также изучила специфику шитья стилизованных одежд. Рассмотрев множество журналов, сайтов сети «Интернет», я выбрала оптимальный вариант костюма. Посетив и проанализировав  имеющиеся в магазинах и салонах стилизованные костюмы убедилась, что они очень дорогие, некоторые костюмы можно одевать только на сцене. Поэтому сама моделировала и сшила стилизованные костюмы. Разработанные модели очень хорошо подходят для торжественных случаев.

В ходе разработки конструкции изменила готовую выкройку с учетом особенностей модели и фигуры.

Работая над проектом, я закрепила изученные приемы работы на швейной машине, освоила новые, применила полученные знания по моделированию. В ходе разработки конструкции изделия изучила новые компьютерные программы, которые помогли поэкспериментировать с моделью, оформить эскиз в цвете. Также научилась рисовать модели и раскрашивать их гуашью в разные цвета. При раскраске гуашью получаются более насыщенные цвета, чем раскраска акварельной краской.

Без сомнений, шитьё – занятие для терпеливых, усидчивых, аккуратных. Чтобы не причинить вреда здоровью, обязательно учитывался валеологический компонент.

Подводя итоги над проектом «Степные напевы», могу сказать, что очень «выросла» в своих познаниях по самым различным вопросам, закрепила уже полученные знания. Расширился кругозор по истории моды и костюма, изучила все особенности национальных одежд, также узнала не мало интересных фактов развития стилизованных одежд. Научилась выявлять особенности стилей. Ценно то, что я могу воплотить в жизнь любую швейную идею, грамотно её оформить  реализовать в виде проектов.

Конечно же, изготовленные стилизованные платья (костюмы) – трансформеры  с использованием конских волос позволяет решить множество существующих задач. Костюмы являются очень нарядными  и праздничной одеждой. Её можно одевать везде, по своему желанию. А также при необходимости конские волосы можно снять и убрать с моделей платьев и это еще один плюс к моделям.

Таким образом, цель, сформулированная в обосновании проекта, мною достигнута, и я проектом очень довольна!

Разрабатывая модели платьев для себя и для своих подруг я решила поэкспериментировать с различными тканями в смешении стилей, силуэтов и объемов. Так для оформления изящного платья в стиле «романтизма» были использованы характерные детали русского и бурятского взаимопроникновений, истории двух культур. Изменение силуэтов и объемов от очень приталенного до  свободного достигается за  счет изменений различных форм и моделей. Стилизованные платья можно трансформировать  в различные  варианты. Самым подходящими дополнениями для моего платья будут украшения из лодыжек которые я сделала в позапрошлом году и в этом году лодыжки оформила конскими волосами!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. Улан-Удэ.: Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2004.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Казаков А. Школьнику о рыночной экономике. – М.: Наука, 2008.
  4. Кожина О.А. Всероссийская олимпиада школьников по технологии. Обслуживающий труд.
  5. Мелехина С. И. Проектная деятельность учащихся 8 — 9-х классов на уроках технологии: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003.
  6. Мельникова Л. В. и др. Обработка тканей: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Полная энциклопедия женских рукоделий (перевод с франц.). – М.: Восхождение, 1999.
  8. Жамсуев Б.Б. Заяханова С.Ц. и др. Хроника Агинской земли ХVII-ХХI вв. М.: Издательский дом «Икар» 2004г.
  9. Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников.
  • Симоненко В.Д., Кожина О.А. «Технология». Учебно-методический комплект для 5-11 классов.
  • Халтуев Р.М. – координатор. Культура бурят Прибайкалья. Иркутск; издательство «Репроцентр А1», 2002 г.
  • Чернова Н. М. и др. Основы экологии.
  • Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 7-9 кл, М.: Просвещение, 2000 г.
  1. Школа и производство 2010-2014г.г.
  • Энциклопедия рукоделия (перевод с англ.). – М.:Никола-Пресс,1997.
  • Я познаю мир – экономика: Детская энциклопедия. – М.: АСТ, Олимп, 2007.
  • http://www.gq.ru/
  • http://www.m.vk.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

Приложение  4